Девочки и блэк

Представьте себе девушку, которая всерьез увлекается тяжелой музыкой. Что видите? Растянутую футболку, сальные волосы, жирную черную подводку и набеленное пудрой лицо? И наверняка вы считаете, что женщинам не положено такое слушать. Не стоит мыслить так поверхностно. Среди поклонниц блэк-метала прекрасных юных дев куда больше, чем закомплексованных старшеклассниц, глубоко в душе мнящих себя валькириями.

tumblr_nhtr2daWYA1tyvinto1_500

 

Для справки: «Black metal» или просто – «блэк», зародился как поджанр трэш-метала вконце 80-х годов, долго оставался андеграундным явлением, и получил развитие лишь в девяностых. Дело было в Норвегии. Отличительные особенности true-блэка тех лет – крайняя мрачность подачи, нигилизм, интерес к темам войны и апокалипсиса и лирика, основанная на языческой мифологии. Многие песни повествуют о смерти, загробном мире и пронизаны антихристианскими настроениями. Такие суровые парни, как Darkthrone, Mayhem, Immortal и Burzum во главе с Варгом Викернесом и компанией поднимали жанр, пуская в ход разные средства. Иногда для самовыражения хватало только музыки и макабрических иллюстраций, а иногда в дело шли преступные методы: усилиями многих блэкеров в сознании большинства засел стереотип об опасном и негативном музыкальном жанре, толкающем подростков осквернять церкви. Про церкви стоит упомянуть отдельно – многие полагают, что прославленный поджигатель, а по совместительству создатель и единственный идеолог «Burzum» Варг Викеренс положил начало моде на варварство и сатанизм в странах Скандинавии, что не совсем верно. Моду на сатанизм пустили в массы СМИ, которые муссировали образ «молодого антихриста». Образ оказался настолько сильным, что в итоге действительно привлек многих. Изначально же действия Варга имели к сатанизму весьма посредственное отношение, как, например, действия фокусника на ярмарке – к оккультным наукам. Это, скорее, был экстремизм, направленный против христианства как поработительской религии и утраты национальной идентичности всей Скандинавии. Проще сказать, на разрушительные действия воинственно настроенных Нордов толкали идеология и дурь в голове. Но речь не об этом.

tumblr_nhsl43yjNY1tyvinto1_500

 

А о том, что девушек, играющих в те годы подобную музыку, почти не было. И в отличие от других субкультур (например, панк или готик-рок), где прекрасный пол чувствовал себя вольготно по обе стороны сцены, в блэк-метале до какого то момента женщины выполняли декоративно-прикладную функцию (изображали мучениц и слуг Дьявола во время живых выступлений). Блэк был чисто маскулинной музыкой, основанной на языческой патриархальной культуре. Тем не менее, эта музыка со временем нашла отклик среди обоих полов, покорив сердца молодых девушек в Европе, Азии, России, и (кто бы мог подумать) Америке – уж эта страна точно максимальна далека от эстетики суровых фьордов.

Одной из первых женских групп, которые стали играть в подобном стиле, были November Grief из Монреаля. Три белокурые девицы освоили «тот самый блэк-металлический звук», именуемый necro-sound – это когда берется аккорд и играется «вверх-вниз» переменным штрихом, получается что ноты «слипаются». Слушая песни с названиями вроде «Позвоночный червь» и «Твоя гниющая еда», сложно поверить, что глухой рык (на профессиональном слэнге – гроул) принадлежит девушке. Дальше – больше. После того как в 1993 Варга повторно судили (на этот раз уже за убийство) , пресса снова подняла тему сатанизма с громкими заголовками вроде «Уродливая Правда про Блэк Метал», тем самым открыв дорогу новой радикальной субкультуре в массы. К тому времени панк уже успел показать свое продажное лицо, готикой пресытились и наигрались, а шугейз был недостаточно агрессивным, чтобы толкать подростков на самовыражение. Среди молодежи развивалась мода на DIY – группы, играющие у себя в гараже тяжелую музыку и поющие о бренности жизни и древних богах. На стенах коттеджей Норвегии появлялись перевернутые кресты и пентаграммы, и здесь уже прекрасная половина человечества тоже вошла в игру – девочки заменяли дневной макияж на корпспейнт (черно-белый грим, в котором выглядишь как труп), ходили так на концерты, писали письма Варгу и грезили картинами карпатских гор и судного дня. Напомним, расцвет блэка пришелся на начало девяностых – время окончательного признания женской и мужской идентичности, как в музыке, так и в поведении.

tumblr_ni6pbta0xo1rnwwmio1_1280

 

Так как главные темы лирики многих упомянутых выше групп – смерть, загробный мир, мифология и война, а в обертке упомянутых выше некро-саунда и гроула так вообще кажется неудобоваримым для нежных девичьих ушек, то целевая аудитория блэк-метала явно не включала в себя лиц пубертатного возраста. Но кто сказал, что девочкам нужны только бирюзово-розовые декорации на фоне пальм? Романтику интересней находить в брутальности. Как пример: когда пост-панк достиг пика своей популярности, многим юным созданиям он заменил эстрадные баллады о любви и придурковатое диско. Не удивительно, что откровенно пошлое и продажное девичьий дух воспринял куда менее серьезно, чем то, от чего веяло загробным холодом. Женскую часть аудитории привлекал и привлекает мифологический аспект, (скандинавская мифология, кстати, богата женскими архетипами) и меланхоличный настрой. Металхэды, похожие на викингов, заснеженные пейзажи и северные сказки с толикой экстремизма — все это, как оказалось, способно вскружить голову не меньше, чем бойз-бэнды в джинсовках поверх голого тела.

zQt2h72SY7Q

 

Как и готик-рок, и пост-панк, блэк — это музыка целенаправленного отчуждения, которая идет рука об руку с эскапизмом. И если убрать все свирепые внешние атрибуты, то останется суть — романтика язычества и войны. Нигилизм музыкантов принимал разную форму, начиная от отказа следовать уродливым общественным нормам и заканчивая театрализацией музыки, которая тоже импонирует слабому полу — грим и одежда как средство самовыражения и способ показать свое недовольство действительностью, не причисляя себя при этом к конкретной субкультуре. Мрачность воспринимается наполовину всерьез, а наполовину как игра. Если почитать форумы и тематические группы про блэк — большинство девушек там моложе 20 лет, взрослых дам гораздо меньше. И что удивительно – леди более осведомлены в культурологическом подтексте музыки, и настаивают на том, что   поверхностность восприятия свойственна именно мужскому полу. В оппозицию к мужскому незнанию музыкального мира, умение отличать depressive metal от black metal или, скажем, pagan metal, добавит пару очков в плюс к начитанности и опрятному внешнему виду. Со времен начала массового распространения интернета и до эпохи становления соцсетей блэк набирал популярность среди девочек-интровертов, любительниц Толкиена и почитателей «черной моды», фанаток смежных музыкальных жанров и субкультур, и, внимание, феминисток. Вместе с этим изменялся и образ самой black metal girl — неопрятный внешний вид переставал быть доминантой среди женской аудитории. Поклонницы перестали проходить по разряду «girly shit» и начали соревноваться в искусном умении создать правильный образ – от повседневной одежды до макияжа, самые же продвинутые уделяли больше вынимания музыке, идеологии и литературе, оставляя себе право в жизни выглядеть довольно обыденно. Корпспейнт и растянутые футболки уступили место естественности, мрачная музыка перестала быть прерогативой маниакально-депрессивных. Блэк стал амбивалентным. Блэк стал тиражируемым. И, в конце концов, на какой-то момент блэк стал модным. К тому моменту все музыканты, зачинавшие этот жанр, уже успели откреститься от нахлынувшей популярности, но кого бы это волновало? Девушки по всему миру продолжают с разной степенью искренности признаваться в любви старым альбомам Burzum и Mayhem, ездят на фестивали и собирают фанатский стафф.

Хармони Корин, режиссер «Гуммо» и недавних «Отвязных каникул» как-то раз признался, что он фанат блэк-метала, добавив, что это самая «чистая и непродажная» музыка из всех на свете. И ведь в правду – музыка, которая создавалась не ради денег и славы, а ради идеи, внушает как минимум уважение. И, как и все непродажное, она неплохо продается – дебютный альбом Darkthrone «A Blaze In The Northern Sky», уже пару десятков лет переиздают на виниле. Девичий дух сыграл в этом не последнюю роль, пройдя путь от яростного отрицания своей сущности до тегов «feminism black metal» на тумблере.

 

 

The following two tabs change content below.
Фёдор Соболев

Фёдор Соболев

Уроженец Краснодара. Днем безуспешно притворяется высоколобым эстетом, по ночам смотрит американские ситкомы. Социально неловок и не приспособлен к жизни. Чувство юмора - либо черное, либо чересчур абстрактное. В людях ценит готовность угостить красным сухим или полусладким в любое время суток. Читает Чехова и Гоголя, потому что у них есть над чем посмеяться.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});