Эндорфиновая любовь

Эндорфин  —  гормон радости. Любовь, творчество, наслаждение — любое подобное переживание повышает уровень эндорфина в крови.

Ренат Фатхиев –   директор Учебного театра им. Г. Гилязева, руководитель уличного театра «ЭНДОРФИН» и просто талантливый человек приоткрыл перед нами завесу загадочного театрального искусства в жанре маски, ставшего для Уфы  культурным открытием.

IMG_3962

— За любым большим делом всегда скрывается человек. Расскажите о себе, Ренат?

Образование я получил в Уфе, в УГИИ им. З. Исмагилова. В 2000 году закончил институт, поступил в Молодежный театр, проработал там 7 лет и…решил сдвинуться с насиженного места, с хорошей работы. Навстречу мечтам. Начал свое движение с Санкт-Петербурга. Попав в этот город, попал в театр «Странствующие куклы господина Пэжо». Работая в Петербурге, с этим чудесным театром мне довелось поездить практически по всему миру. Душа болела – почему прекрасные картины вижу только я, только мои глаза, а мои друзья – нет? Как передать увиденное? Захотелось вернуться и сделать что-то подобное на родине. Создать театр. А затем путешествовать, занимаясь любимым делом.

— Расставание с Петербургом прошло легко?

Я понял – расстояние не имеет значения. Есть только дело, возможность, намерение. И не важна точка, где творить. Важно то, что ты делаешь.

— Для Уфы ваш театр без ложной скромности уникален. Вы сами выбираете свой путь, не боитесь экспериментировать. Вы гордитесь этим?

Сама маска ведет начало издревле, я не думаю, что делаю какие-то уникальные открытия. Особенность  в том, что через маски мы передаем социально-бытовые проблемы. Выражаем происходящее вокруг через символизм, пантомиму, условности, импровизацию. Говорим о темах, волнующих нас и наших близких на особом языке, линия «актер-зритель» здесь не разделена.

— Можете рассказать о дебюте в Уфе? Какие  у вас были ожидания, оправдались ли они после первого показа спектакля «Мой брат»?

Сначала родились маски  мальчишек-близнецов.  По мере изготовления понимал, что они довольно милые и имеют право на жизнь. Дальше я начал переживать по поводу того, как же воспримет это зритель.  Я знал, как подобные спектакли воспринимают в Санкт-Петербурге и за рубежом, где это не ново. В Уфе же мы сначала играли камерные спектакли, потом вышли на улицу. В начале было тяжело, зритель ожидал другого повествования, реплик, слов. Актерская группа не могла понять до конца технику, не проработав и не прочувствовав несколько спектаклей. Премьерные спектакли «мой брат» — были главной репетицией. Я прислушивался к мнению каждого взрослого человека, мнению ребенка, мнения друзей. И решил, что спектакль имеет право на жизнь.

— Как создаются маски?

Саму технологию масок я приобрел в Питере, под руководством Анны Шишкиной, подглядывал, подсматривал, пробовал. Я доволен был только 9-ой маской. Если заниматься маской каждый день маской – весь процесс от начала до конца занимает 2 недели. Техника папье-маше  довольно-таки старая. Сейчас существуют новые технологии, но старый проверенный дедовский способ создания отлично работает.

— Минимальная возрастная категория, чтобы понять и прочувствовать спектакль?

Минимум — после начальной школы, хотя дети – самые искренние зрители, и мы ориентируемся на их мнение. Часто ездим на фестивали, где много детишек четырех, пяти лет.  Они с радостью воспринимают спектакль, и мы перестраиваем иногда игру на их реакцию. Средний возрастной ценз от 6+. Каждая категория своё найдет. Но есть проекты с категорией 18+.

IMG_4037

— Чью поддержку вы чувствуете, а чьей не хватает? Моральной, финансовой?

Поддержка, как таковая, мне нужна моих близких и коллег, все остальное – изыски. Единственное, с чем столкнулись – тяжело дается разрешение играть на улице. В других городах достаточно договориться о площадке и розетке с владельцем магазина, ничего больше не нужно, ведь мы мобильная группа. Не нужно согласований и бумаг. В Уфе это ново, все подстраховываются и берут разрешение у вышестоящих органов. Мне, как художнику, меньше всего хотелось бы этим заниматься.

— Вы согласны со стереотипом, что Уфа не готова к новым культурным явлениям, к нестандартному культурному событию? Если это гармонично смотрится на том же Невском, то как воспринимают это здесь?

Я бы согласился с тем, что Уфа не готова, если бы это было года 3-4 назад. Сейчас Уфа приобретает своеобразный шарм, не только в закрытых полуподвальных помещениях можно встретить экспериментальные вещи.  Да и даже полуподвальные эксперименты находят своего зрителя. Более того, зритель сам зовёт художников. Взять тех же уличных танцоров, стрит-арт, свободных художников, занимающих свою нишу. Уфа приобрела хорошую тенденцию, мы открыты к превращению в культурную столицу.  Вот, например, в 2020 Уфа принимает Всемирную Фольклориаду, это ведь будет грандиозно!

— Как художник, который целится не в кошельки людей, а в сердца как бы вы хотели расшевелить людей из «спячки»?

Я думаю, что только собственным примером и можно добиваться зрительских чувств, симпатий. Чтобы чаще создавались фестивали, выставки, открытые тусовки. Тот же самый Арбат. У людей должен быть выбор.  Позитивно поражаюсь тому, что «Театральная Ночь» собирает полные залы. Билеты стоят рублей 200 в остальные дни, но  бесплатные акции собирают толпы зрителей, почему бы не устраивать их чаще? За рубежом  за представления  в основном платит город, в том числе гонорар артистам. И артисты стремятся там выступить, получить свою порцию удовольствия и материально себя обеспечить. Все финансирование берет город на себя. Люди также довольны, счастливы и не в убытке. Там приоритеты расставлены правильно.

— Какие площадки для выступлений в Уфе нравятся вам больше всего?  

На данный момент мне и моим коллегам нравится  «Площадь  двух Фонтанов», которая находится за Молодежным Театром. Организаторы – молодые, креативные люди.   Это место заняло свою нишу на карте города. Мне нравится площадка Гостиного Двора, Семь Девушек – там тоже могут проводиться акции и перформансы. Сад Аксакова, где мы в 2013 впервые провели фестиваль уличных театров под одноименным названием «Эндорфин». И я был вполне удовлетворен результатом. Интересная площадка работает в ТЦ «Башкортостан» — творческие пространства «Фактуры».

— Есть ли критерий сезонности для уличного  театра?

Зима – самое время для подготовки, оттачивания актерского мастерства. Сначала полностью создается художественная структура спектакля. После создания масок, декораций, музыки, подключается актер, который работает с маской и создается спектакль.

— Может ли актер традиционной школы легко  «выйти на улицу»? В чем заключается особая стилистика?

Сиюминутное подтверждение зрителем того, что ты делаешь. Главная вещь, ради чего мы работаем – тот факт, что человеку стало интересно, и я получаю драйв, мне хочется донести до него историю, заинтересовать его интерактивным  действием. Мы с ребятами проходим импровизационную школу, стараясь понять логику и психофизику построения взаимодействия между нами, что заставить обратить внимание зрителя на нас.

— Что бы вы хотели пожелать тем, кто прочитает это интервью?

Я хотел бы сказать лично от меня и нашего коллектива – приглашаем и ждем на наши спектакли, следите за нами ВКонтакте, в Facebook и Instagram. В расширенном плане – давайте относиться друг к другу светлее, добрее, чутче, нежнее. Это такие важные вещи в это непростое время. Мне бы очень хотелось, чтобы все люди вокруг и близкие и чужие, были добрее и светлее.  И тогда всё обязательно будет хорошо.

IMG_4053

 

Беседовала Маргарита Батталова

Фотограф Рустам Имамов

The following two tabs change content below.
Рустам Нерустам

Рустам Нерустам

Запечатлил на плёнке дух сахарного тростника - с тех пор не дышит по ночам. Однажды встал с дивана - получился танец. Любит что-то организовывать с закрытыми глазами. Молчит как бог.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});