Патриотическая четверка: любимые группы Димы и Вовы или гайд для новопосвященных.

Пресловутая «новая русская волна» набирает обороты и продолжает захватывать умы людей, считающих себя интеллектуалами. Каждый день появляются странные группы с названиями вроде «Horosho» или «Мама, я банан», поющие про суровые реалии отечественного быта. Мы выбрали для тебя, неоната русского андеграунда, стартер-пак четырех наиболее интересных в данный момент  (14:08 по Москве) коллективов из данной среды. Это альтернативная музыкальная карта нашей России. Они буквально дышат вам всем в спины, но вы их не знаете. Хотя внимания они более чем достойны. Они — еле слышное повизгивание из плеера твоего задумчивого одногруппника. Нотные строки поверх сырых стен подъезда. Трехбуквенный месседж между строк, написанный гелевой ручкой.


Убийцы, Томск

Музыка «Убийц» — это одна из тех сделанных на коленке вещей, которые имеют успех не только в глухих подвальных сквотах Сибири, но и даже присутствуют на «Яндекс. Музыке».

Отберите у Трента Резнора «Оскар», оставьте ему лишь миди-контроллер со старым айпэдом, поселите в закрытом городе и заставьте ходить по-маленькому на обочину шоссе, где-нибудь под Тулой – получится нечто похожее на «Убийц».

Несомненно, это музыка отгороженного от всего мира анклава космического здравого смысла, куда раз в тысячелетие завозили небольшими партиями зажеванные кассеты самых разных исполнителей – и Sonic Youth, и Rammstein, и Prodigy, и, разумеется, Scooter. Вперемешку с очевидными «Кино» и «Гражданской обороной».

Делая ставку на лирику и беря редкую нижнюю середину от витч-хауса и все остальное от электроклэша (а перещелкивания и писки — из дешевого НФ-фильма), группа временами похожа на депрессивную (и не дебильную) версию ансамбля «Руки вверх». Тексты – лоскутные одеяла, изящно играющие образами пьяных рейверов в кризисе среднего возраста. Вокалистка не поет, а начитывает с разной скоростью свои тексты, подстраиваясь под музыку, которая временами напоминает то пиликающие темы японских игр с PS1, то EDM из московских подвалов начала нулевых: «Ты как Тристан, я – Юрий Гагарин, ты парень, я парень».

«Убийцы» — как молчаливый бомж, с которым ты играл на иксбоксе в «М.Видео». Он одет в палёный «адик» и шапку-носок, что пожертвовали ему странные ребята с филфака, и наблюдает за этой бренной землей уже лет сорок, высказываясь редко, но метко: «Ты сидишь с кредитом на «Мицубиси» и радужно танцуешь под Bomfunk MC».
«Убийцы» — это о безрадостном тридцатилетии, о саморефлексии, о ностальгии по юности, о бессмысленном сексе и бесконечном дешевом пиве, о прапорщике, берущем взятки ради доната в World of Tanks. О твоей и моей России.

О той России, что упивалась своей агонией в тупике конца века. России, которую не вернуть. России, в которой все изменилось после ухода Дурова (см. патриотический шедевр «Россия»).

Слушать, если тебе всего 25, а душа твоя уже является шедевром художественного шрамирования.
Chernikovskaya Hata, Уфа

Молодая банда, названная так по мотивам наиболее криминального (на самом деле, наиболее спального) района Уфы, в котором концентрация трех полосок является максимальной на многие километры (см. богоподобную короткометражку «Чикатаун»). Сделав сложное лицо в описании своего паблика, группа не занимается практически ничем, кроме перепевок хитов времен твоего папы, переложенных на рельсы гитары с дилеем.

Весь репертуар группы ты наверняка уже слышал на даче из прописавшегося там навсегда «РетроFM», пока ковырял грядки, как писал Зорич, «рылом в землю, жопой к небу». Спрашивается, какой смысл отдавать триста за билет, если можно просто пойти и посадить морковку? Суть кроется в том, что группа, сохраняя оригинальную атмосферу музыкальной составляющей из гитары «Урал» и синтезатора «Алиса», привносит свое-новое от пост-рока и пост-панка, почему-то называя себя при этом пост-шансоном. Большинство уже расплескавшихся по России каверов «Хаты» слушаются легко и приятно. Временами, впрочем, впадая в крайний лоу-фай, который даже в таком проекте кажется не всегда уместным.
Наиболее золотые с малиновой каёмкой хиты вроде «Владимирского централа» снабжены интро, открывающими в песне новое дно (хотя куда уж доннее), а в кавере «Нажми на кнопку» (который начинается в духе группы Interpol) наконец до конца раскрыта тема ядерных бомбардировок и полученных результатов.
Если бы вокалист данного ансамбля творил в 80-е, со своей набриолиненной головой, косухой и рогатой LTD, то его глубокий, звучащий на записи как из ведра вокал, вполне мог бы стать голосом того поколения. И у нас были бы свои собственные Joy Division! Но, увы, эти хиты уже написаны. Давно и другими людьми.

Слушать, если вы до сих пор смотрите на Уфу сквозь призму странного мужика на коне по фамилии Ибатуллин.
Электрофорез, СПб
Дуэт «Электрофорез» лихо врывается в среду модных нынче прилизанных синтипоп -головок, делая действительно интересный саунд и украшая его занимательной стилистикой под СССР. Кто бы что ни говорил, но слушать Hurts будут только специалисты, либо гомосексуалисты. А вот «ЭФ» – очень интересные ребята.

Вся дискография дуэта является идеальным альтернативным саундтреком к «Курьеру» Шахназарова. Именно под эти свистяще-визжащие крики синтезатора можно гонять на велосипеде среди хрущевок, думать о девушке и мечтать о великом, гуляя вечером без пальто по набережной.

Если «Убийцы» ставят на чернушно-нелицеприятные стороны жизни молодого россиянина, то «ЭФ» куда ближе к романтичной поэзии и песням Земфиры (присутствуют и прямые отсылки). «Электрофорез» не размахивает твоей отпиленной головой над Красной площадью и не прикидывается цыганом, ворующим твой газ. Он спокойно, но с чувством говорит о добрых вещах, о которых приятно помнить.

За основу для текстов берутся знакомые молодым и старым мужикам моменты – тут тебе и друзья, которые забыли о тебе после своего переезда, и мечты о девушке (куда без этого).

Тоска по двадцатому веку иногда проявляется совсем буквально: «ЭФ» исповедуют т.н. «творческий подход», ныне многими забытый, поэтому интродакшеном к одной из песен служит диалог из «Римских каникул», к другой – записи громкоговорителей метро.

К своему последнему на данный момент релизу ребята разогнали свою техническую мощь до очень достойного уровня, обогатив причудливыми синтезаторными всполохами и без того потрясающую эмоциональную наполненность вдумчивого вокала, который напоминает любимые этюды Ильи Лагутенко. Но без частой крови из ушей слушателя.

 

БЫДЛОЦЫКЛ, СПб

Простой 39-летний дед Эм Калинин, косящий под молодого, и его «Аффинаж» знакомы каждой благородной девице Петербурга. Трогающие за их юные нежные сердца тексты о кисло-сладком одиночестве, любви, облаках и концептуальном распитии спиртного за барной стойкой вкупе с нетривиальной аппаратной частью, задействующей аккордеон и духовые, снискали заслуженный успех в определенных кругах.

Но для нас, настоящих самцов, гораздо больший интерес представляет другой проект товарища Калинина – хулиганский пост-шансон «Быдлоцыкл».

«Быдлоцыкл» — это все то, что делало тебя быстрее, выше, сильнее, хуже, развращеннее, грустнее или просто било под дых без грандиозных последствий: первый сексуальный опыт, долбящий с утра стену сосед, бритые головки в подворотне, идущие с треньки. Все предельно соответствует нашей действительности.

Перевоплощаясь в русский аналог Ирвина Уэлша от музыки, Калинин сбряцает тебе на гитаре, а также на пианино, укулеле и зачитает на плохой микрофон под минус грустные (но изобретательные! С омофонами там и прочей редупликацией!) стихи о тёлке. Простым языком объяснит, почему чебуреки и сок предпочтительнее любого секса, что именно губит неглупых молодых людей и какова цена призрачной (в этой стране) свободы духа и слова.

Нарочито криво, чисто по-столичному записанные инструменты, передразнивающие Шуфутинского и авангардный джаз, органично дополняют неглупые тексты, на первый взгляд кажущиеся лишь нецензурными песнями про курение спайса, а на деле оказывающиеся настоящими откровениями. Если и не в смысловом, то в стилистическом плане — рифма и фонетика играют и переливаются в тексте столь же причудливо, как и лучи майского солнца в грязных брызгах из-под девятки твоего отца.

«БЫДЛОЦЫКЛ» — это «Блейзер», который стало все сложнее найти. Это старый «жигуль», который заменила новенькая «Нексия». Это паренек, забивающий нам стрелу на кладбище всего того, что Россия похоронила под лавиной политических изломов, на фоне грязных советских девятиэтажек. «БЫДЛОЦЫКЛ» — издерганное веко нашего депрессивного поколения.


Как видите, здесь были собраны преимущественно малоизвестные коллективы, которые на слуху лишь у интересующихся людей.  Здесь вы не увидели ни Jack Wood, ни, прости, господи, Муджуса, ни Оксимирона (который перешел некоторую грань, появившись у Урганта). Все это группы, формирующие незримый, но ощущаемый имидж русского инди (в широком понимании), складывающийся из DIY-зинов, витч-хауса, хипстерских салонов для бритья бороды и мертвых найков.

Из всего следует несколько одноклеточная, но вполне справедливая истина — иметь свое лицо русской музыкальной культуре необходимо. Особенно сейчас, когда каждый второй пользователь FL Studio является дабстеп-продюсером, а каждый третий рифмоплет называет себя египетским царем большого рэпа.

 Автор: Тимур Сафаров

 

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});