Веха кинематографа

В его памяти хранится образ башкирского кинематографа. Фарит Фатихович Габитов — организатор кинопроката, член Союза кинематографистов России, заслуженный работник культуры РБ и почётный кинематографист России, был свидетелем становления и развития национального киноискусства. Самые важные события и явления в культурной истории Башкортостана запечатлены и собраны им в один неоценимый тандем, значимость которого возрастает день ото дня.

В наступивший Год российского кино мы встретились с Фаритом Фатиховичем в Национальном музее, где нам рассказали не только о богатой истории башкирского кинематографа, но и о его настоящем положении в современном творческом пространстве.

 02

Фарит Фатихович, расскажите, как рождался башкирский кинематограф?

В этом вопросе важны две линии: во-первых, появление кино на территории Башкортостана  и организация  показа, во-вторых, создание собственных фильмов. Появление кинематографа неразрывно с историей кинематографа вообще. По истории  известно, что 28 декабря 1895 года парижанами братьями Люмьер впервые были показаны снятые ими фильмы. Они стали  первопроходцами в этой области. Они являются создателями кинопроекционного и киносъемочного аппарата, первыми организаторами кинопоказов, хотя «живые картинки» к тому времени начали показывать во многих странах различными энтузиастами. Но кинематографическая общественность определила именно эту дату, как начало истории кино потому, что тогда произошел первый платный показ. После публичного показа в Париже, сподвижники  братьев Люмьер разъехались по всему миру, для того, чтобы познакомить людей с новым искусством. А в России первые  показ состоялись в Санкт-Петербурге и Москве летом 1896 года.

В те годы появились операторы, которые проездом бывали и в Башкортостане. У нас первый показ по сообщениям местных газет состоялся 25 сентября 1901 года. Показы проходили в здании дворянского собрания (сейчас академия искусств) в Уфе, на Базарной площади, а так же в г.г.Бирске, Белорецке, в селе Кушнаренково (ранее называлось село Топорнино). В 2001 году мы отмечали  100-летие со дня первого  кинопоказа в Башкортостане. К этой дате была выпущена брошюра «Кино в Башкортостане» кандидата исторических наук Радмира Янгирова, а в этом году будет отмечаться – 115-летие этой даты. Значимые цифры. Кино завоевывало мир и не могло не добраться и до Башкортостана.

Первые киносъемки на территории Башкирии начали осуществляться в 1909 году приезжими кинооператорами. Известно, что кинопромышленник Вениамин Леонтьевич Метенков снимал сюжеты в нашей Республике. Свои  собственные  съемки в городе Уфа начались только в 1925 году после того, как в Башкортостане появились киноорганизации, которые занимались кинопоказами. Снимались, например, такие сюжеты, как демонстрации трудящихся на площадях или юбилей общественных организаций, типа юбилея Комсомола. Есть так же кадры снятые с похорон уфимского муфтия. Но как такового кинопроизводство пока еще не могло быть. Плановые съемки о Башкортостане стали появляться после создания треста «Восток кино», которому была  возложена задача отразить жизнь и быт разных народов и национальностей СССР. Из сохранившихся в госфильмофондах – фильм Николая Аношенко «На границе Азии», снятый 1930 году. Телевизионные режиссеры и режиссеры киностудии постоянно используют кадры из этого фильма. В нем есть постановочные эпизоды с участием актеров башкирского театра, танцоров ансамбля народного танца. И потом, эти кадры в особенности очень ценны для нас. Режиссер Амир Абдразаков обращался к съемкам Н. Анощенко и использовал их в собственных документальных фильмах, таких как «Мы верим», «Несломленный дух», а так же в фильмах на революционную и историческую тематику.

С открытием в 1932 году  в городе Уфа кинокорреспонденского пункта треста «Союзкинохроника» сюжеты о Башкортостане начали регулярно появляться в выпусках киножурналов страны.

В Башкортостане национальный кинематограф начал формироваться с открытием телевидения в 1959 году в Уфе. В киноцех телестудии пришли бывшие фотографы, участники любительских студий, которые в результате стали основой кинематографа. Первыми операторами были Ринат Амерханов, Алянус Биктимиров, Фарит Гайнанов, Ильдус Галиуллин и конечно Гильван Амиров, которому в этом году исполнилось бы сто лет. В 30-е годы он учился у Анощенко в ялтинской студии, после чего работал в Куйбышеской и Свердловской киностудиях как документалист и кинокорреспондент. А затем стал одним из первых в гильдии телевизионщиков. В годы Великой Отечественной  войны как фронтовой кинооператор, с камерой и автоматом в руках, Г. Амиров прошел дорогами войны, запечатлев боевые действия Красной армии на территории Болгарии, Румынии, Венгрии, Югославии. Он заснял освобождение будапештского парламента. Его сюжеты вошли в двадцатисерийную киноэпопею, которая вышла на экран в 1979 году. После фронта он вернулся в Башкортостан, много работал на телевидении и снимал сюжеты о башкирских тружениках. Г. Амиров создал более 1000 сюжетов для киножурнала «Новости дня», «Поволжье» и прочих советских и  российских журналов. Его самый важный документальный фильм – «Шонкар» о летчике Мусе Гарееве, который дважды был удостоен звания Героя Советского Союза. Режиссером кинокартины была Александра Самохвалова, автором сценария Газим Шафиков, а автором данной идеи был сам Г. Амиров. Чтобы передать внутреннее ощущение Гареева, Г. Амиров лично летал на самолете.

Кто был первым режиссером национального башкирского кино?

На телевидении много снималось документальных, музыкальных фильмов, начали появляться и художественные короткометражные фильмы. Первый такой фильм был создан в 1972 году, создателями которого являются сценарист Гата Имаев, оператор Ильдус Галиуллин и режиссер Амир Абдразаков. Амир Абдразаков, фактически, является первым режиссером, заложившим основы башкирского кинематографа. В этом фильме очень ярко проявили себя актеры Роза Каримова и Хамит Яруллин. Особенно сильным было исполнение главной роли Рифкатом Файзи. В своей биографии он немало писал об истории театра и кино.

Мечта о создании своего национального кинематографа жила в умах многих режиссеров. Инициатором создания киностудии был Амир Абдразаков. Он выучился в ГИТИСе, но актерские рамки его не устраивали. Им двигало желание снимать собственные фильмы, потому он ушел из театра на телевидение. 25 мая 1990 года вышло распоряжение Совета министров  Башкирской АССР  о создании киностудии «Башкортостан». В течение 25 лет было создано около 180 фильмов, в том числе художественных, документальных и анимационных,  более 26 киножурналов «Акбузат»,  спецвыпусков и киносюжетов.  На профессиональной основе киностудия начала заниматься развитием кинематографа Республики. Для этого были подготовлены необходимые кадры. С созданием киностудии в Башкортостан начали возвращаться те профессионалы,  ранее  уехавшие в другие регионы, главным образом, из-за отсутствия профессиональной киностудии.

Художественным  руководителем  киностудии  стал кинорежиссер Малик Якшимбетов, который имел большой опыт по созданию разноплановых фильмов  в  студии  «Казахфильм».  Он  своим  авторитетом  и  творчеством  задал  высокую  планку  для  молодых  кинематографистов республики. По его инициативе в Алма-Ату была отправлена большая группа  молодых ребят для обучения искусству анимации. Выпускники алматинской  студии в последующем стали основой формирования  башкирской  национальной  мультипликации.

Сейчас, например, режиссёр-мультипликатор Рим Шарафутдинов выпустил 15 фильмов, отмеченных на многих фестивалях и конкурсах. Он является призером первого учрежденного ассоциацией российской анимации премии «Икар», которую ему вручили 8 апреля прошлого года, именно в тот самый «день российской анимации». Затем была обучена еще одна группа аниматоров и режиссеров, которые в скором времени  также приступили  к профессиональной деятельности.

Булат Юсупов своим полнометражным фильмом «Радуга над деревней»  заявил о том, что в Башкортостан пришли профессиональные режиссеры. Сформировалась плеяда кинематографистов, в числе которых выпускники ВГИКа  режиссеры Булат Юсупов, Айсыуак Юмагулов, оператор Рияз Исхаков, выпускники Санкт-Петербургской академии кино и телевидения  – Тансулпан Буракаева, Роман Пожидаев, Андрей Носков  и  Айнур Аскаров, которые  активно  и плодотворно трудятся в жанре  художественного игрового кино.

Одной из главных направлений деятельности киностудии является  документальное кино. В этой области имеются определенные  успехи. Плодотворно в документальном кино трудится  режиссер  Вилюра Исяндавлетова, также выпускница ВГИКа. Документальные ленты Исяндавлетовой В.А. «Рожденный дважды», «Ещё вьется над крышей дымок», «Тауба»  неоднократно представляли башкирское документальное  кино на различных международных и всероссийских кинофестивалях и отмечены  престижными  призами.

В башкирский кинематограф  все более приходят  новые молодые силы, которые имеют свой взгляд и кинематографический язык. Все это вселяет  уверенность и надежду на лучшее. А наша задача оказывать всемерную помощь и поддержку  кинематографистам, как молодым, начинающим свой творческий путь, так и зрелым,  состоявшимся  в своей профессии.

07

В то время существовали проблемы, связанные с нехваткой в  определенных киноресурсах?

Башкортостан всегда занимал одно и ведущих мест в области конообслуживания населения. Около четырех тысяч человек работало в отрасли кинофикации. Было три с половиной тысячи  киноустановок, которые размещались в райцентрах, крупных и малых деревнях, в специальных клубах для показов. По оснащенности наша Республика занимала одно из первых мест в России вообще. И на высоком уровне была и посещаемость. Единственный способ приобщения к искусству кино — это кинопоказы. На советских фильмах воспитывались миллионы наших детей.

Профессии киномеханика, кинопрокатчика были достаточно престижными в то время. Киномеханики готовились в специальных учебных заведениях. Например, в техникуме в Белебее, а так же на  курсах при кинопрокатных организациях. Два киномеханика в республике  были награждены орденами  Ленина, десятки- орденами  Трудового Красного Знамени, более тридцати человек  удостоены почетного звания заслуженный работник культуры  Российской Федерации  и  Башкортостана.

Как вы думаете, основанный в 2007 году Музей кино определил некие периоды в истории башкирского киноискусства?

Необходимо было сохранить  память  об истории создания  и развития  киноотрасли в республике, о людях, трудившихся   в кинообслуживании населения, об этапах появления и формирования кинематографии. С инициативой  о создании  Музея  кино выступил Союз кинематографистов Башкортостана  и  он  был  открыт  19 декабря 2007 года при  Государственном творческо-производственном управлении  «Башкиновидеопрокат» при активном содействии  его директора   Киньи Сагитовича Кускильдина. Весть  об открытии  музея  с одобрением было воспринято  широкой общественностью, деятелями культуры и искусства, кинорабтниками, любителями кино.  Узнав о музее все больше  людей  начинали передавать сохранившиеся  у них документы и кинотехнику в коллекцию уже имеющихся материалов. Было собрано немало ценных экспонатов. Самым активным «помощником» можно назвать Николая Никитовича Тяпкина, который работает в кинотеатре «Родина». Более пятидесяти лет он работал киномехаником и главным инженером. Он сохранил много стариной кинотехники и передал свое собрание в дар  Музею кино. И, конечно же, все отделения кинопроката направили свои архивные материалы.

К сожалению, музей долгое время не мог функционировать, в связи с тем, что «Башкиновидеопрокат» ликвидировали и управление  кинопроката присоединили к  киностудии «Башкортостан» и студия после присоединения не имела возможностей выделить экспозиционные площадки для музея. Благодаря объявленному  году  российского  кино появилась возможность  ознакомиться  с материалами  музея. Ныне в двух залах Национального музея Республики Башкортостан  открыта выставка, посвященная истории башкирского кино, где представлена некоторая  часть   экспонатов  музея. Сотрудники  Национального  музея  приложили  немало выдумки и профессионализма  в оформлении выставки. На фоне этой выставки проходят встречи с ветеранами, киноведами и кинорежиссерами, студентами и школьниками. Их посещение показывает, насколько музей востребован и необходим для жителей Башкортостана.

То есть интерес к национальному кино с каждым годом становится все больше?

 И не только в Башкортостане, но и в России. Ярким показателем этого является проведение  Международного фестиваля национального и  этнического кино, который был придуман в Башкортостане. Хотя фестивали проходят во многих  городах с  тематикой  национального,  регионального кино, кино малых народов  и тд.  Однако  такого  формата как в нашей республике, как фестиваль национального и этнического кино  больше нигде нет, мы уже сумели провести два таких кинофестиваля «Акбузат». Третий объявлен в октябре этого года. В кинематограф приходят те Республики и области, которые не имели раньше собственного кинематографа. Желание показать быт и уклад жизни любого из народов, населяющих Россию, становится способом взаимообмена и познания друг друга. Через искусство кино мы учимся дружить с другими народами нашего государства. Через общение с профессионалами разных регионов, а порой и разных стран, мы обогащаемся и развиваемся. Не познав, невозможно любить.

13

Башкирскому кинематографу часто удается выходить на всероссийский и мировой уровень?

Участие на международных фестивалях уже говорит о том, что в каком-то направлении мы выходим на всероссийский и международный уровень. Фильмы наших авторов  отмечены немалыми престижными наградами. Это в основном касается участия на  кинофестивалях.  А что касается выхода на российский и международный прокат башкирских фильмов, здесь вопрос сложный.  Российский, тем более  международный прокат пока проблематичен для нас, так как для этого важны многие обстоятельства, в том числе и денежные вложения. Пока мы активно выпускаем короткометражные, документальные и анимационные фильмы. А последний полнометражный художественный  малобюджетный  фильм был выпущен 4 года тому назад– это  «Тринадцатый раунд» Булата Юсупова

За  последние  несколько лет деятели культуры и  искусства Республики, в том числе и кинематографисты  имеют  возможность  получения  Гранта Главы  Республики на реализацию творческих проектов, который многим дает возможность принимать участие в конкурсах и фестивалях и на полученные средства создавать фильмы. Впервые в этом году выделены гранты на создание двух полнометражных фильмов режиссерам Айнуру Аскарову  и  Булату Юсупову.   Будем надеяться, что «количество»  со временем  перейдет в «качество» и наши фильмы будут представлены на российском и международном экранах.

Существует ли некая башкирская «кинематографическая школа»? Ведь в башкирской национальной культуре всегда были и есть на все собственные традиции.

 Школа создается годами. Конечно, у нас есть свои направления и приоритеты. Дело в том, что появление фильмов на национальном языке уже является огромным шагом в истории Башкортостана. Он показывает наши национальные особенности, наш быт и характер. Вносить что-то свое, национальное, входит в задачу любого кино. Тот же молодой режиссер Айнур Аскаров говорит, что собирается как можно больше снимать фильмы о Башкортостане, его людях, воспевать родную республику, её самобытную  культуру. Так примерно думают многие из кинематографистов. Но как же иначе, если кроме нас самих никто лучше не знает и не чувствует наш менталитет, характер, образ мышления.

Конечно, есть желание открыть кафедру режиссуры и операторского мастерства при академии искусств, где бы шла подготовка кадров кинематографии  с учетом местных особенностей и традиций, как это происходит у театралов или музыкантов. Для этого в республике  достаточно подготовленных профессиональных кадров, прошедших обучение у выдающихся мастеров отечественного кино

Есть ли некие характерные черты, объединяющие между собой современных башкирских режиссеров?

 Башкирская анимация выделяется среди Российских аниматоров своим национальным колоритом. Так же высокую ступень занимает башкирская кинодокументалистика. Ведущим режиссером этого формата является Вилюра Исяндавлетова, фильмы которой не раз отмечались на престижных кинофестивалях. Она снимает историю о людях, которые несли историю Башкортостана. Она не просто рассказывает биографию той или иной личности, но раскрывает мотивы поступков, которые двигали этой личностью. Исяндавлетова  сняла фильм «Рожденный  дважды» о четырехкратном чемпионе мира Иреке Зарипове, который, переступая свои физические недостатки, становится духовно сильном человеком, достигшим своей цели. Фильм «Покаяние» исследует характер человека, совершив преступление, он находит в себе силы покаяться и делать для людей добро. Подобно психологу, Исяндавлетова исследует внутренние силы  человека и формирование его характера.

Важны молодые режиссеры, которые так же способны снимать документальные фильмы. Перед нами задача сохранения тех личностей, которые внесли вклад в развитие культуры, искусства и литературы  Башкортостана.

То есть молодое поколение дает новый воздух в культурном пространстве Башкортостана?

 Наш кинематограф сам по себе очень молодой. Ему всего лишь 25 лет.

03

Снимать фильм сложно, но найти нужный предмет исследования еще сложнее. Какие вопросы интересуют башкирскую кинорежиссуру?

 Если вспомнить фильм Айнура Аскарова «Пусть унесет ветер мои слова» то, мы увидим, что через башкирскую легенду говорится о взаимоотношении между родителями и детьми, о воспитании, о семейных ценностях. Все это очень актуально. Кинематографисты чувствуют пульс времени и, конечно же, хотят сказать свое слово. Главное, что они обращаются к общечеловеческим проблемам.

Башкирский зритель интересуется «местным» кинематографом?

 Востребованность и желание посмотреть национальные фильмы есть. На мероприятии, посвященном двадцатипятилетию киностудии, был показан альманах фильмов киностудии и альманах фильмов Айнура Аскарова. Почти целый месяц зритель приходил смотреть фильмы в кинотеатр «Родина». Такой же интерес был  в других городах и районах республики. Все зависит от того, как мы рекламируем и преподносим свои фильмы. Зритель интересуется тем, где и когда можно увидеть тот или иной фильм. Например, за пределами Республики зритель иногда удивляется и спрашивает: «Почему мы не видим эти фильмы на экранах?».

На данный момент кто из режиссеров наиболее перспективный и успешный на Ваш взгляд?

В рядах Союза Башкортостана  25 членов Союза кинематографистов России,  среди  них 9 человек являются режиссерами, 7 –  кинооператорами, разные по возрасту, опыту работы  и творческому багажу. Конечно,  не все могут  активно  работать по разному роду причин: состояние здоровья, возраст и др. В то же время они стараются поделиться своим знаниями, передать  опыт молодому поколению.

Нас не может не радовать приход в кинематограф молодых талантливых  ребят. Будущее  кинематографа за ними. В подготовке молодых  кадров для кинематографии неоценимый  вклад вносит режиссер Юсупов Булат Тимербаевич, открыв свою Киношколу. Более, чем за 6 лет им обучено свыше 160 человек. В этой школе желающие приобщиться к искусству кинематографии получают первоначальные знания и навыки по профессии. Многие из выпускников затем хотят и дальше заниматься кинематографией, отдельные продолжают обучение в государственных ВУЗах.

Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что у башкирского кинематографа есть и перспектива и будущее.

По прежнему творчески активно работает  среднее поколение башкирских кинематографистов, которые  заложили основы  профессионального  кино в Башкортостане. Первый профессиональный кинорежиссер республики Булат Юсупов, завершив один художественный комедийный фильм «Наган», тут же приступает к созданию еще одного фильма — «Шайхзада Бабич». Всё новыми творческими проектами  радует своих зрителей, поклонников  Риаз Исхаков, Айсыуак Юмагулов. Интересна и разнопланова  деятельность Тансулпан Буракаевой. Творчески активно работают Роман Пожидаев и Андрей Носков. У Айнура Аскарова в планах создание полнометражного фильма. Он добьется этого, потому что он очень целеустремленный человек, профессионально оснащенный. Все они прошли хорошую школу у ведущих российских кинорежиссеров . В то же время они не довольствуются достигнутым, стремятся совершенствовать свое мастерство, пополнять свои познания новыми идеями и знаниями.

А как помогает Союз кинематографистов Башкортостана развитию киноиндустрии в Республике?

Союз кинематографистов  стремится оказывать всяческое содействие в деятельности каждого из членов Союза. В этих целях проводятся  фестивали, творческие встречи, вечера, круглые столы, презентации и премьеры фильмов.   Мы старается объединять, способствовать профессиональному росту и популяризации  творческих достижений  членов Союза.

Одним из приоритетных задач  всегда остается поддержка молодых кинематографистов. С учетом прихода молодых начинающих кинематографистов при Союзе мы создали Молодежный центр Союза кинематографистов Башкортостана, который объединяет более 30 молодых  кинодеятелей. Мы стараемся как можно чаще организовывать конкурсы, фестивали, питчинги, проводить мастер-классы и встречи. Оказываем поддержку выпускникам киновузов при подготовке к дипломной работе, помогаем запускать новые проекты. Молодым деятелям кинематографии выделяются разовые и ежемесячные стипендии.

При этом не забывается работа с ветеранами кино, а также проведение вечеров памяти, увековечению памяти ушедших из жизни кинематографистов и многое другое.

10

Много ли в Башкортостане актеров, способных сниматься в наших фильмах?

Сами режиссеры не очень хотят работать с театральными актерами, хотя среди них есть очень достойные, например, Алмаз Амиров. Молодым актерам проще, чем более опытным, так как работа на сцене все равно будет брать свое. Молодые могут быстрее принять условия режиссера. Но киноактеров тоже надо готовить. На экране надо быть человеком, просто жить, а не играть. Режиссеры стремятся найти именно таких.  Айнур  Аскаров, например, нашел актрису для своего фильма «ӘСӘ» («Мать») случайно: встретил девушку, поговорил с ней и решил пригласить на съемки.

Много ли проектов запланировано на этот год и что совсем скоро можно будет увидеть на экранах?

Об этом я говорил ранее. В республике установлено выделение грантов. Наши режиссеры получают возможность для создания фильмов. Полнометражные фильмы Аскарова и Юсупова, а так же короткометражные фильмы Романа Пожидаева, Тансулпан Буракаевой и Андрея Носкова. А в октябре мы приглашаем  любителей кино на просмотры  программ  Международного фестиваля национального и этнического кино  «Серебряный Акбузат».

06

Беседовала Екатерина Эделева

Фотограф Рустам Имамов

На фото представлена экспозиция Национального музея РБ

The following two tabs change content below.
Рустам Нерустам

Рустам Нерустам

Запечатлил на плёнке дух сахарного тростника - с тех пор не дышит по ночам. Однажды встал с дивана - получился танец. Любит что-то организовывать с закрытыми глазами. Молчит как бог.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});