Вероломство образов

Ежедневно, с 15 июля по 9 октября, с 10 утра до 10 вечера, в Центре Современного Искусства «Облака» проходит выставка Рене Магритта «Вероломство образов». Небольшой ликбез: бельгийский художник-сюрреалист, известный ширнармассам по образу яблока, зависшего перед лицом мужчины в котелке. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин. 

IMG_9346На торжественном открытии от нашего пристального внимания не удалось ускользнуть главной связующей «Облаков» и местных СМИ, которую провожала взглядом вся обезоруженная мужская составляющая редакции, Дарьей Малиной.

IMG_9486– Дарья! Тяжело ли организовывать подобные выставки?

– У нас есть партнеры в Москве и в Петербурге – это «АртГид» (Москва)  и «Арт-центр в Перинных рядах» (Санкт-Петербург ). Они занимаются подбором тематических выставок, выставок по конкретным художникам. Сотрудничая с ними, мы имеем возможность привезти готовую экспозицию в наш город. Магритт был в Саратове, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. В плане организации таких выставок сложностей, как правило, нет, это слаженная работа с сопровождением профессионалов. На наши плечи ложится в первую очередь продвижение и формирование позитивного отношения к проекту. Последний проект с партнёрами «Арт-центр в Перинных рядах» – выставка Парфюмер, с работами  художников в жанре «ню», и к каждой картине был прикреплён «свой запах» как ещё один дополнительный способ воздействия. В планах на осень ещё одна передвижная выставка – «Рапсодия страсти», но об этом мы расскажем позже.

Если это выставка, которую мы организовываем сами, от идеи до реализации, то объем работы возрастает в разы. И это сложнее, интереснее, увлекательнее. На данный момент у нас выстроены хорошие отношения с башкирскими художниками, с которыми мы в любой момент можем инициировать проведение выставки. Кроме того, посещая наши мероприятия, вы можете заметить  девочек, которые делают зарисовки присутствующих – это наше новое экспериментальное направление — скетчи, такое в Уфе пока не практикуется. Потом из этого получается интересная серия работ.

– Есть ли какие-то особенности того, как уфимская публика воспринимает сюрреализм? 

– Искусство – очень субъективное понятие в плане его восприятия. Особенно на обывательском уровне, если ты не разбираешься в технических особенностях, то оценка идёт исключительно по направлениям «нравится» «не нравится». По направлениям явных показателей нет. Как галерея, которая занимается продажей картин, можем сказать, что есть особый спрос на абстракцию. Но такого понятия, что «Екатеринбург любит сюрреализм, а Уфа – классику» — нет

Предугадывая волну негатива по поводу того, что работы на выставке – это литографии. Не стоит считать, что это плакат, распечатанный на постере. У нас имеются все документальные подтверждения того, что эти работы сделаны в единственном месте, где это возможно и допустимо, в ограниченном количестве экземпляров – в фонде Рене Магритта. Каждая литография – из частной коллекции. Представляют собой художественную и культурную ценность. Сам музей в Брюсселе имеет ограниченное количество экземпляров, упрекать в отсутствии оригиналов не стоит.

– Мы затронули тему популярности художников в целом. Как вы думаете, в чем секрет успеха Магритта? Почему он так популярен?

– Были моменты при рассылке пресс-релизов и информации о выставке, что обратная связь звучала как «хто, хто? Маргаритт?» и возникало явное недопонимание о ком идет речь, но стоило увидеть пары тройки работ художника, как люди начинали понимать, о ком идет речь. Из всей сюрреалистической братии Рене – самый понятный и самый цитируемый. Сколько интерпретаций «Сына Человеческого» и «Влюбленных», это целые фотопроекты и рекламные кампании. Его успех в том, что он одновременно и понятен и разнообразен. Сам Магритт открещивался от попыток психоанализа его работ, но задуматься там есть о чём.

IMG_9348
– На каждой выставке есть фаворит, и хочется узнать у вас, какая, по-вашему мнению, работа станет фаворитом у публики в этот раз

– Я думаю, всё-таки «Сын Человеческий» даже на уровне визуального восприятия самый притягательный, картина цепляет глаз сразу на входе на выставку. Человеку интересно то, в чём он хотя бы немного разбирается. Я думаю, что на уровне ассоциации  – это «Влюбленные». Мы пропускаем через себя всё, что мы видим – картины, мир, слова. И здесь то же самое, картина воспринимается через призму своего опыта и впечатлений. Влюбленные – всеобъемлющая тема и для всех актуальная.

– Заключительный вопрос, который волнует больше всего – для простого человека на выставке будет мало смотреть на картины, ведь должна происходить какая-то работа над собой, какая-то рефлексия, должны рождаться какие-то мысли, переживания, ощущения. Готовы ли уфимцы к такой работе над собой?

– Можно сказать по опыту – чем больше ты сам как галерея и как человек даёшь, тем больше ты получаешь, воронка начинает работу – он придет снова и приведёт с собой знакомых. Побудить потребность прийти ещё, сделать усилие. Выставка – не кино, непривычный вид досуга уфимцев, приятно наблюдать, как люди приходят не одни. На мой взгляд, идет перенасыщение информационного поля, очень много негатива в мировых масштабах. Баланс необходим во всем, компенсировать и уравновесить негатив подобными проектами, пусть не сразу, постепенно, наша задача. Естественно не всё сразу, очереди как на Серова мы не ждём, но люди приходят к тому, что им нужно что-то новое и мы создаем этот продукт.

IMG_9525Можем ли мы согласиться, что в Уфе публика инертна? Да, и это не стоит воспринимать как оскорбление.  По опыту – на уровне организации обратная связь идёт «как круто. В Уфе ничего не происходит, наконец-то будет крутой концерт!», и когда происходит событие, организатор может уйти в минус. До сих пор между теми, кто «хочет новых проектов» и теми, кто на них приходит – большая пропасть.  Воронка всё же увеличивается и говорящие переходят в делающих, публика меняется и это очень приятно.

UPD.: Больше фотографий с открытия выставки смотрите здесь

The following two tabs change content below.
Рина Радость

Рина Радость

Результат смешения кровей множества национальностей, не признающих свою причастность к произошедшему. Приняла православие, исповедует буддизм, косится на местную синагогу в надежде найти cчастье. Доверяет лишь тем, кто весит больше 104 кг и чей волосяной покров на теле превышает 57%. Дотошность, злобность, эрудированность и занудливую любовь к порядку сочетает с всеобъемлющей нежностью к миру и сентиментальностью одноногой портовой проститутки. Горе – от ума. Радость – от безумия.
Рина Радость

Рина Радость (Посмотреть все)

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});