Не про Довлатова

Снег белый, папа сильный, Козловский и Марич обаятельны, фильм будут ругать — это всё очевидные факты. «Довлатов» шёл в прокате четыре дня. И первое, что приходит в голову: «это же мало!». Причём мало от слова «совсем». Позже, глядя на стихийное заискивание публики в социальных сетях, становилось только радостнее, что всего четыре. Потому что категорически не хочется, чтобы афоризмы и произведения стали вконец истасканным и попсовым достоянием филистерщины, вроде автора этого текста. Раньше поощрительное отношение к творчеству Довлатова было неосознанной шпаргалкой о человеке. По крайней мере, хотя бы о чувстве юмора и склонности к самоиронии в самые горькие времена. А это, учитывая современное умение общественности оскорбиться чуть более, чем всем — бесценно. Теперь же с Довлатовым знаком и молодой зритель. Об этом говорят периодические несуразицы, встречающиеся среди отзывов о фильме. Происходит это примерно так:
____


____

«А ты пиши-пиши. Что после тебя останется?».

В центре сюжета всего несколько дней из жизни писателя. Фильм снят не для того, чтобы знакомить с жизнью Довлатова «от» и «до».  Фильм «Довлатов» не совсем о Сергее Донатовиче. Цель была в том, чтобы показать обстановку застойного времени, жесткую цензуру, долю писателей и журналистов, которым приходилось биться об пороги издательств, фарцевать и пить, мечтая эмигрировать из страны.
И это удалось: меланхоличный тон, по-своему проникновенный в неторопливом отражении безысходности и атмосфера страны, которой суждено вот-вот лопнуть как передутый воздушный шар. В какой-то момент просмотра вы почувствуете нервозность от перманентного отсутствия денег, самореализации, возможности купить хотя бы куклу ребёнку. Французский коньяк в ваших руках идёт в обмен за возможность быть напечатанным и услышанным. Грустно, мелко, пьяно и неискоренимо до сих пор. Да, в некоторых моментах мы ушли недалеко (если вообще ушли). Можете вспомнить, когда в последний раз вы или кто-то из знакомых заносил звенящие поздравления? Вот-вот.
Некоторые сцены действительно кажутся если не лишними, то выжатыми и чрезмерно растянутыми. Но учитывая интерес к персоне, придираться к мелочам в этой попытке показать Довлатова — не хочется. Да и целостному восприятию фильма это если и вредит, то несильно.
Вопреки неспешному развитию сюжета с «претензией на боль», смотреть фильм легко, очарования добавляет визуальный слепок «совка». Обстановка коммуналки, творческих вечеров, действительно тёплая и уютная, как воспоминания о детских визитах в гости к (пра)бабушке. Оценили это и современники на Берлинском фестивале, и поколение наших. Разве что «миллениалов» это вряд ли впечатлит, несмотря на выверенность и подлинность, достигнутая при помощи членов семьи Довлатова и оригинальных предметов интерьера.

P.S. Пока рождалась эта заметка, прокат фильма Алексея Германа-младшего всё-таки продлили до 11 марта. Уфимские афиши с этим не согласны и выдают расписание вплоть до вечера 7-го. Успеть купить билет ещё можно здесь

Несмотря на разногласия, лучше обсуждать такое кино. Хотя, мы с простатой ещё подумаем. (c)

The following two tabs change content below.
Хески

Хески

Человек с чувством юмора из «Ашана» и большой, любовью, к, запятым. В возрасте 16 лет ушёл в Интернет и не вернулся. Рождён в международный день человека с синдромом Дауна, что иногда может служить объяснением глупых или неудачных текстов.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});