Всё будет JAZZ: интервью с Евгением Литючим

Литючий Евгений Максимович родился в Уфе в 1936 году. Врач-педиатр с сорокалетним стажем работы. Активный пропагандист всех музыкальных жанров.выдающийся человек, свидетель зарождения и настоящий знаток джаза в Уфе.

Источник: http://lib-geminus.narod.ru/Publ/bp5.pdf

Во время этого интервью я хотел поговорить о джазе в целом, о влиянии искусства на современность. Но едва я узнал, что уфимская история джаза развивалась по особому пути, я решил немедленно перейти от общего к частному.

— Евгений Максимович, если мы говорим о послевоенных годах, то отношение власти к
джазу было негативным. Как при таком отношении возникла уфимские официальные джаз-ансамбли, звёзды?
— Отношение было запретительным. Шла борьба с чуждым влиянием. Вместо терминов
«фокстрот» и «танго» конферансье объявлял: «быстрый танец», «медленный танец».
Приведу пример из личного опыта. Был действительно выдающийся человек — Наиль
Абдрахманович Асадуллин. Все его звали «Спартак». Участник войны 41-45 г.г., потерял
ногу, сражаясь под Будапештом. Окончил уфимское училище искусств по классу «баян,
аккордеон» и с 1950 по 1991 г. обучал детей в музыкальных школах. Со своим ансамблем
выступал в центральном парке культуры и отдыха, сейчас это сад имени А. Матросова. Музыканты играли вещи разные: военные, вальсы, марши, но заканчивали «негритянской мелодией» по названием «Караван» Дюка Эллингтона.

Представьте: 1954 год, я — студент медицинского института, член сектора печати. Мы издавали листок «Медик», где был раздел «новости культуры». Однажды, я написал заметку об ансамбле Спартака. Она заканчивалась словами : «А в конце был джаз». На следующий день меня вызвал партком : «Вот что, Летучий, или ты учишься у нас, или пишешь про джаст. Иди, думай».
Вот такое было отношение к джазу. Действительно, уфимский джаз развивался по-особому.

 

 

В начале 1950-х ростками джаза в Уфе были русские музыканты, приехавшие из
Шанхая. Они привезли ноты, грампластинки, технику импровизации. Каждый играл на
двух-трех инструментах, многие пели. Выступали в кинотеатре «Октябрь» перед
сеансами. Рядом была школа №11, где я учился и мы частенько бегали в кино, чтобы
послушать «шанхайцев». Здесь играли и уфимские музыканты: Фдридрих «Федор» Кирш —
«наш Луи Армстронг», Евгения Владимировна Иващенко — скрипачка №1.

 

Музыканты кинотеатра «Октябрь», 1949-1950 гг.

— А как развивался уфимский джаз в 60-80х годах?
— Об этом можно подробно прочитать в моей книге «Уфа, Джаз, 20-й век». «Мультиальбом»
издан в 2009 г. при активном содействии Р.Билялова и И.Налепина. На ваш вопрос отвечу
кратко, по годам.

Возникают биг-бенды с ярко джазовым окрасом.

1962 г. — оркестр п/у Г. Жебарова.

1969 г. — оркестр п/у Н.Утяшева. Появляются эстрадные оркестры в институтах: медицинском, нефтяном, авиационном. Музыканты играют в кафе, ресторанах, кинотеатрах. Джаз играют редко — «не положено», но свингуют, импровизируют. Начинает раскрываться талант ведущих уфимских джазменов тех лет: Г.Маркорова, М.Юлдыбаева, В.Назарова, А.Решетникова, А.Иващенко, Е.Чистякова, В.Каменева, М.Грахова и многих других.

Оркестр Башгосфилармонии п/у Г.Маркорова

1975 год. Г.Маркоров создал эстрадно-джазовый оркестр и 15 лет руководил им. На I
Всероссийском конкурсе этот оркестр занял почетное 2 место среди 23 коллективов из
Москвы, Ленинграда и других крупных городов.
1976 год. В Уфе открывается клуб филофонистов — любителей музыки, собирателей
грампластинок — мы их называли «диски». Девиз клуба : «Музыкальные знания — в народ».
Было 3 секции: классика, эстрада, джаз. Секцию джаза вели М. Грахов, Е.Паскудский и я.
Клуб работал до 1992 года. Число его членов достигало 300 человек. Активисты клуба с
1976 года до 1992 года провели почти 1000 мероприятий: встреч, бесед, лекций, диспутов,
выставок.С 1982 года наш клуб работал во дворце РТИ. Здесь был создан великолепный
оркестр под руководством Александра Александровича Вегелина — заслуженного
работника культуры РФ и РБ. Репертуар оркестра был истинно универсальным: от
народных русских, башкирских, татарских мелодий до спиричуэлс и джаза. А мы,
активисты и посетители клуба филофонистов старались не пропускать концерты
оркестра.


А в 90-е годы началась эпоха под названием «Олег Киреев и его ансамбль «Орлан»».
Эта эпоха, кстати, не закончилась и сегодня. Не буду перечислять все музыкальные
площадки и концертные залы Уфы, где он выступал. Не стану называть десятки городов,
где «Орлан» давал концерты, либо участвовал в фестивалях. И даже перечень западных
звезд джаза с которыми «Мистер О.К.» играл в Америке и Европе занял бы много места в
рамках нашей беседы.

Олег Киреев и Валентина Пастухова

Скажу кратко: Олег Хусаинович Киреев не только лидер джаза республики Башкортостан,
но еще и композитор, аранжировщик, организатор и общественный деятель. О нем,
великолепных музыкантах, реализованных проектах и планах надо бы написать книгу.


— Вернемся в прошлое. В те далекие годы, где вы брали материалы для своих
выступлений? Ведь советских изданий про джаз еще не было.
— Вы правы, не было. А из громкоговорителей звучали песни типа «Комсомольцы добровольцы». Мы подписывались на чехословацкий журнал «Мелодия», польский
«Пшекруй». От московских коллекционеров мы получали англоязычные издания,
грампластинки. Слушали «Голоса», их глушили, но мы ловили. В Уфе был Красноярский
рынок «Толкучка». Там продавалось все, кроме запчастей к атомной бомбе. Мы искали
пластинки на 78 оборотов для патефонов. Вот так и пробивались.
— Как вы относитесь к Уфимскому Джаз- клубу?
Я его патриот. Посещаю его с момента образования в 2007 году. В Уфе долго не
было места, где джазмены могли бы собраться и «отводить душу». Заслуга в образовании
клуба принадлежит его создателю, Булату Маратовичу Азнабаеву, профессору,
музыканту, влюбленному в джаз. Роль клуба огромна.Здесь играют не только наши
прославленные музыканты-ветераны, но студенты училища и института искусств, которым
клуб позволяет оттачивать свое джазовое мастерство. А мы, любители джаза с
наслаждением их слушаем. Ведь джаз — музыка, которая тонизирует, улучшает
настроение, придает сил.

Оркестр ресторана «Башкирия», 1970 г.

— Евгений Максимович, о чем вы мечтаете? Что нам можете пожелать?
— Мечтаю написать книгу об уфимском джазе 21 века. Собираю материал , он огромен.
Еще мечтаю услышать «Караван» с соло Е. Чистякова.
Джаз — понятие широкое, всепроникающее. Джаз проникает в классическую музыку,
объединяется с популярной музыкой. Не побоюсь сказать, что 99% нашего населения не
знает и не понимает настоящий джаз. Причин этого явления много, о некоторых мы
сегодня поговорили.
Приходите в уфимскую Юношескую библиотеку по субботам в 15:00. Здесь мы постарались воссоздать дух старого клуба филофонистов. Секций, как и
раньше три: классика, эстрада, джаз. Но сейчас мы можем смотреть фильмы, слушать
музыку на любых носителях. Можем рассказать о музыкантах, поэтах, художниках и все
это с показом на широком экране. Подсказывайте нам темы, которые вы хотели бы
услышать или посмотреть.

Заседания Клуба проходят в зале «Искусство» Центра юношеского Чтения Национальной библиотеки им. А.-З. Валиди Республики Башкортостан по субботам по адресу: пр. Октября, 62/2.

The following two tabs change content below.
Глеб Бенгальский

Глеб Бенгальский

Подгоняет фуфеля. Грузен, малообщителен, перспективен. В свободное от жизни время пишет стихи с претензией на боль. Изучает точные науки посредством перверсивной ассимиляции. С самооценкой на выход. Свою любовь к бульварной литературе скрывает под пеленой псевдоинтеллектуальности. Не смотрит телевизор по вторникам. Часто допускает ошибки в слове «либерализм».
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});